TRS/UGP 01: Сборник "Украинская готика" (vol.1), 2003

Номер: TRS/UGP 01
Год: 2003
Жанр: gothic / electro / industrial
Время звучания: 57:00

Формат: CD, jewel case, 6-страничный буклет информацией о готической субкультуре, краткой историей украинской готики на английском и украинском языках.

Продьюсирование: Виталий Stranger / Александр Beholder

Рецензия

Издание: Журнал "АНК" (Беларусь)
Автор: Danner
Ссылка на оригинал: есть

Выход этого сборника, в течении трех лет анонсированного Украинским Готическим Порталом (УГП), www.gothic.com.ua, на лейбле TRIDENS RECORDS / Атлантик Рекордз, есть событие столь же эпохальное, сколь и загадочное. Диск, на котором представлена "украинская готическая и индустриальная сцена от 80х годов до наших дней", изначально был рассчитан на продажу в обычной торговой сети как в Украине, так и за рубежом. Из-за этого он не имеет выраженной внутренней целостности и содержит как треки нескольких популярных в самом прозаическом значении слова коллективов вместе с некоторыми проявлениями "альтернативного рока", так и работы ряда электронных, экспериментальных и собственно готических проектов, действующих или действовавших на украинской "темной сцене", не вполне заслуженно оставляя многое за кадром и не открывая никаких новых сенсаций, но материализуя для конечного слушателя несколько сенсаций относительно старых, в свое время не представленных надлежащим образом, и тем самым заполняет сразу несколько вопиющих пробелов. Фактически, сразу после первого прослушивания диск разделяется на несколько частей, каждая из которых соответствует определенному направлению или категории групп.

Прежде всего о "хедлайнерах" - представителях рок- и поп-мейнстрима. Скрябин начали свою деятельность около 1989 года с переноса на родную почву влияний Depeche Mode в сочетании с пространными рассуждениями о сексе и постмодерне на страницах непуганой молодежной прессы, а впоследствии в середине-конце 90х выпустили несколько интересных электро-поп дисков с авангардным уклоном, в том числе под IDMным алиасом Molotov Zwanzig. Вместе с тем, их творчество всегда было довольно эклектичным и - в основном за счет вокалиста Андрея Кузьменко - тяготеющим к "молодежности" и "звездности", и с течением времени эти тенденции полностью затмили старый Скрябин - стебный псевдо-хип-хоп альбом "Запрещено", записанный в незапамятные времена, после своего недавнего издания был принят соответствующей аудиторией на ура, а последний "Натура", хотя и содержит ряд неплохих треков, все же знаменует полный отказ от экспериментализма в пользу проходного поп-рок, к тому же из оригинального состава остался один Кузьменко, твердо решивший закрепиться на Парнасе единолично. Показанные на сборнике треки неплохи, но довольно искусственны - возможно, лучше смотрелись бы треки с прохладного и грустного "Хробак (Червь)", лучше, но не "готичнее".

С Кому Вниз ситуация совершенно другая - по праву считаясь лучшей украинской рок-группой, они были одними из хедлайнеров политизированного инди-рок-движения конца 80х и не изменили своим радикальным взглядам по сей день. Принадлежность их к готической или индустриальной сцене вызывает серьезные сомнения как у поклонников, так и у недоброжелателей - это весьма мрачная милитарная музыка, на ранних альбомах явно тяготеющая к так называемому "прогрессивному року" (рамштайноообразный "Кленовый Огонь", возникший в это время, был лишь единичным экспериментом), а на новых записях развившаяся в причудливый ритуал-фолк-метал кроссовер ("Лира"), при неизменной символистской, резкой, временами выплескивающейся за рамки цензуры поэтикой текстов. Что потеряет и что приобретет этот уникальный в своем роде коллектив, выйдя из контекста "политического рока" на космополитичную "черную сцену", сказать сложно, как и тяжело определить, насколько сами они хотят подобного перехода.

Обзор "темной электроники" стоит начать с Dust Heaven - призрачного совместного проекта Ольги Пулатовой - лидера dreampop-группы Fleur, - и Александра Гречаника из электро-проекта Gray/Scale. Песня "Невидимки", отличный образец атмосферного synth-wave а-ля La Floa Maldita c легким привкусом электро и пронзительной лирикой, остается (и видимо, надолго) единственным доступным широкой публике треком: одноименный трехпесенный миник распространялся только как промо для прессы, а если принять во внимание недавний выход Ольги из состава группы как раз перед серией концертов в России, возникает множество грустных мыслей. Сейчас Dust Heaven продолжают работу с новой вокалисткой и новыми песнями, однако - это уже совершенно другой проект.

Собственная работа Gray/Scale "One In A Million" (в треклисте ошибочно указана "Fairy Tale") тоже присутствует на сборнике, и убедительно доказывает, что имеющий известность в основном по авторизованным ремиксам Wumpscut и Funker Vogt аниматор проекта способен на создание собственных хитовых композиций - трек отличается от более жестких предыдущих материалов Gray/Scale в сторону мелодичного электропоп с необработанным вокалом. Вместе с тем вещь остается скорее клубно-ориентированной - отличный саундтрек для в меру циничных седуктивных игрищ.

Киевские Венки - наряду с Gray/Scale, один из старейших проектов украинской черной сцены в собственном смысле слова - просуществовал с 1998 до 2003 года. Фирменным звучанием их стал еще один самобытный подвид фолк-метал-кроссовера - на сей раз доминирующей основой является некий род дарк-трип-вейва с фолковым женским вокалом, дополненный для достижения большей плотности "индустриальным" гитарным звуком. Собственно "трипхоп" от Венков выдержан в грязноватой монотонной манере, близкой к Tricky, общее же звучание отличается для разных композиций и ремиксов в довольно широком диапазоне - от BDSM-вибраций "Стой" до атмосферики "Човен (Ладья)". Эти треки и включены в сборник для демонстрации различных вариантов подачи такой музыки. После распада группы лидер и гитарист Венков Евгений Гончаренко работает над собственным проектом Kranz, более тяжелое звучание которого приближается к пост-метал авангарду, а идеология основывается, в частности, на синтезе славянской и европейской традиции.

Можно сказать, что проблема фолк-кроссовера в Украине разрабатывется в несколько отличающихся от западного "танцевального металла" направлениях, и причина этого, скорее всего, в исходных установках занимающихся этими экспериментами людей. Что же касается "тяжелой" готической сцены, то под ярлыком "готик-метал" здесь чаще всего подается "романтический" псевдо-vampblack и подобная музыка. Особняком от этих спекуляций стоит киевская группа Inferno. Можно спорить о правомерности используемого музыкантами термина "готик-рок", однако хитовость в общепринятом понимании и профессионализм рока Inferno сомнений не вызывает. Ближайшая аналогия - польский Lorien, выходивший в свое время на готическом Black Flames. Справедливости ради надо отметить, что один из последних синглов Inferno "Падать", идущий на диске семнадцатым треком, в контексте сборника не слушается совершенно, поэтому заинтересованным людям рекомендуется подробнее ознакомиться с их творчеством.

Audi Sile с некоторым преувеличением рекламировалась в материалах УГП как "ведущая украинская готик-индустриальная группа". Образцы для живых выступлений были очевидны - Rammstein и другие представители утяжеленного электро, но не очень убедительное звучание как вокала и электронной ритм-секции, так и тяжелой гитары удерживает от чересчур восторженных оценок. В записи все недостатки звука коллектива парадоксально превратились в достоинства и мы получили "Так" - прекрасно слушающееся пародийно-гротескное заводное легкое электро с роботоподобным вокалом. К сожалению, в планы группы вряд ли входит разработка подобных тем: сейчас они работают над расширением состава - по слухам, небезуспешно, - и побеждают на различных конкурсных фестивалях, так что, видимо, ждать от Audi Sile следует более ортодоксальных проявлений.

Несколько присутствующих experimental треков отобраны, видимо, исходя из баланса двух факторов - статуса проекта (как правило, за рубежом) и понятности неподготовленному слушателю. Результат выше всяких похвал, однако объективная, видимо, для бывшего Союза связь между эксперименталом и готикой - здесь стоит вспомнить и авангардные проекты, представленные на украинско-польском лейбле Кока Рекордз (Фоа-Хока, Светлана Охрименко), и остроумные интерпретации песен Death In June (Некраина), и колдмитовский женский мистицизм (Вежа Хмар) - требует более пристального внимания.

Котра Дмитрия Федоренко - сущность, занимающаяся, вообще говоря, цифровыми текстурными изысками на узкой границе между power electronics, IDM и japanoise, - репрезентована красивой ambient-IDM композицией "Квiта". Информация к размышлению: "квiтка" (с уменьшительным "к") на украинском значит "цветок". Это важно. Котра обитает в неопределенном пространстве между США и Украиной, имеет некоторое количество невиданных на родине мультимедийных релизов, несколько раз выступала в Киеве и в России на фестивале микротональной музыки Священный Лед.

Имеющий честь закрывать диск In Meditarium - сайдпроект дарк-амбиентной формации Old Monk's Saga, выпустившей несколько релизов на польском Soulworm. "Цветок Зла" - постмилитарная вибрация, иллюстрирующая не то обессмыслененное затишье после падения вражеской крепости, не то догорающие костры аутодафе. В любом случае пепел необыкновенно богат калием, и что-то уже шевелится в щедро удобренной свершенным насилием почве...

Маленькие Зверьки Суфины (еще одна лингвистическая картинка-загадка), в девяностых работавшие в авангардном проекте Ярн, разворачивают красочное звуковое полотно, навевающее образы Средиземноморской цивилизации - эклектики, доведенной до той грани, где она уже приобретает эстетическую ценность, но еще видится неким коллажем, обрывки которого хочется бережно собирать на полу мастерской неизвестных художников.

Завершить эти заметки хочется самой малочисленной - и это говорит о многом - категорией коллективов, а именно, представителями классического готик-звучания. Мне ничего не известно о творческом пути Пирата Бенд, черные банданы и серьги которых доводилось в конце 90х видеть несколько раз по телевизору. Их "Юлия" - прекрасный образец романтического готик-рока, что-то в духе No Man's Land или глянцевый вариант The Cure с абстрактным русскоязычным текстом. Necropolis - еще одни ветераны, в начале девяностых они назывались День Умирает Рано, и их бывший вокалист ныне поет в одной из не очень "звездных" фолк-поп-роковых команд. Диск Necropolis "Three My Lifes", вышедший в девяносто шестом, когда ни о какой готике никто в Украине еще и не думал, смешивал ортодоксальное batcave-звучание с примитивистским дарквейвом и все той же постмодерновой эклектикой, примерно в том же ключе выдержан и трек "Украинская Готика", давший название сборнику. К сожалению, только название: собственно готический звук в Украине не котируется, и развитие здесь проходит - если не углубляться в детали - в основном на пограничных областях, что само по себе замечательно, но требует некоторой переоценки ценностей как от составителей будущих сборников в подобном ключе, так и вообще от людей, желающих участвовать в жизни локальной "черной сцены" или наблюдать и поддерживать процесс ее становления морально и материально. Произойдет ли эта переоценка в умах и сердцах нужных людей, будут ли все вещи и явления названы подобающими их природе именами - покажет время.